Конец перемирия. Донбасс на грани новой эскалации

Ровно 42 дня продержался режим прекращения огня на Донбассе. За это время не был ранен и не погиб ни один украинский военный. Но, в воскресенье, 6 сентября, перемирие было нарушено.

Что дальше ждет Донбасс?

Обстрелы

Сначала 6 сентября сепаратисты обстреляли подразделение Объединенных сил в районе Красногоровки из автоматического станкового гранатомета – и ранили украинского военного. В тот же день противник второй раз нарушил перемирие, открыв огонь из стрелкового оружия по позициям подразделений ООС неподалеку от Причепиловки на Луганщине – там погиб украинский военнослужащий.

За день до того один из главарей самопровозглашенных “республик”Денис Пушилин объявил, что в понедельник, 7 сентября, его люди откроют огонь по "незаконно возведенным (украинской стороной) инженерным сооружениям в районе населенного пункта Шумы", и призвал Киев вывести оттуда людей, чтобы не было жертв.

Миссия ОБСЕ засвидетельствовала, что не обнаружила никаких изменений в существующих позициях Вооруженных сил Украины в районе населенного пункта Шумы по сравнению с 5 июля 2020 года.

Огонь никто так и не открыл

Реакция

Президент Владимир Зеленский провел специальное совещание на счет обстрелов террористических организаций "ЛНР" и "ДНР.   По результатам совещания были отданы приказы, в том числе министр иностранных дел Дмитрий Кулеба инициировал срочный разговор с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым.

В Офисе Зеленского отметили, что представители Трехсторонней контактной группы провели внеочередное заседание по ситуации в воскресенье и снова соберутся в понедельник.

“Украина изучила внимательно оба обстрела и расценивает их как два отдельных отличных случая, совершенных с провокационной целью. Мы требуем от России вмешаться в ситуацию и повлиять на провокационное поведение незаконных вооруженных формирований в Донецкой и Луганской областях с целью сохранения режима прекращения огня”, - говорится в сообщении Офиса президента.

Провокации

Волонтер благотворительной организации Восток SOS Евгений Васильев отмечает, что и кроме обстрелов на линии фронта случаются провокации.

Вероятной провокацией называет волонтер и масштабные пожары в Луганской области. "Именно так было в начале июля, когда на Луганщине в Новоайдарском районе вспыхнул масштабный лесной пожар, - убежден Васильев. - Уже не секрет - это был поджог. Официально вряд ли кто-то скажет об этом, но мы разговаривали с лесниками, полицейскими - они говорят, пожар начался после вражеского обстрела, огонь ушел из заминированной территории. Несколько суток спасатели не могли добраться до места происшествия, ведь не имели карт заминированных территорий. Самолеты не поднимались в воздух, потому что не было гарантий режима тишины".

Таким образом боевики "выкуривают" украинских военных с их позиций.

"К тому же так происходит" разминирование", ведь мины, которые были установлены, детонируют от температуры", - говорит волонтер и отмечает, что "все пытаются соблюдать режим тишины, но поджог - это не обстрел".

От поджогов также гибнут люди. Во время ликвидации последствий пожара погиб старшина Артем Бондаренко.

Противник усиливается

В отчетах миссии ОБСЕ периодически фиксируется присутствие большого количества тяжелого вооружения вдоль линии разграничения. Пользуясь режимом тишины, враг мощно укрепил свою переднюю линию и вторую линию обороны. В частности, представители незаконных вооруженных формирований вырыли окопы у Золотого-5 и Ужовки и провели инженерные работы возле хутора Свободного и Марьинки. Подтверждается это и отчетами ОБСЕ.

Политические факторы

Политолог Владимир Фесенко полагает, что нарушением перемирия противник может пытаться повлиять на предвыборную кампанию в Украине. “Устойчивое перемирие потенциально работало на политические интересы президента Зеленского и его партии. Срыв перемирия должен помочь на местных выборах пророссийским партиям — ОПЗЖ — в критике президента Зеленского и его партии, а заодно — в пропаганде мира на российских условиях”, - считает Фесенко.

По его мнению, наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий — возвращение военной ситуации на Донбассе в привычное русло войны малой интенсивности. Сам же опыт даже относительного 40-дневного перемирия показывает, что военные действия на Донбассе можно прекратить при наличии соответствующей политической воли с обеих сторон.