В колонии Харькова вернулись уже 50 осужденных, выпущенных по "закону Савченко"

В харьковские колонии возвращаются те, кто буквально полгода назад вышел на свободу благодаря закону, одним из соавторов которого была нардеп Надежда Савченко. Пока, говорят пенитенциарии, их численность невелика, но тенденция пугающая. Те, кто сидел за воровство, теперь получили срок за грабеж. Часто повторные преступления совершаются в первый же месяц после освобождения. Из-за подобной ситуации и в других регионах в столице вновь заговорили об отмене резонансного закона.

Напомним, 24 декабря 2015 года вступил в силу ЗУ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания". Согласно документу, день пребывания в СИЗО засчитывается за два. Положения распространяются на всех, кому на момент принятия закона уже вынесли приговор и наказание ими не было отбыто полностью. Главная причина появления такого нормативного акта — ненадлежащие условия в СИЗО, несопоставимые с реалиями колоний.

В нашем регионе, по данным на 16 сентября нынешнего года, требования закона применены к 5413 осужденным, из них 833 человека вышли на свободу, 4580 — уменьшили сроки. Как сообщили в пресс-службе Управления пенитенциарной службы в области, среди освобожденных больше двух сотен человек имеют тяжкие статьи, 97 сидели за умышленное убийство, 130 — за разбой. Еще 97 отбывали наказание за грабеж, 224 — за кражу, 89 — за умышленное тяжкое телесное повреждение, 86 — за преступления, связанные с наркотиками и пятеро — за преступления против основ национальной безопасности. Полсотни освобожденных в первые месяцы действия закона уже вернулись за решетку. По данным пенитенциариев, их "старые знакомые" совершили такие же преступления, как и ранее, а в некоторых случаях — еще более тяжкие. И хотя общая цифра вновь попавших «на зону» растворяется в общей массе отпущенных, тенденция тревожная: еще в середине июля таких было около 30, к 20 сентября их уже 50.

Деканоидзе шокирована количеством уголовников, которые выйдут по "закону Савченко"

Еще десятки преступлений расследуются полицией либо переданы в суд. К примеру, в Московском райсуде Харькова рассматривается дело об изнасиловании 17-летней школьницы. В марте это преступление потрясло жителей города. Преступник, выбрав жертву, зашел за ней в подъезд многоэтажки, а между этажами заблокировал лифт, засунув в кнопку "стоп" спички. Все произошло в середине дня, когда практически никого не было дома. Девушке 40-летний мужчина угрожал расправой, если она не подчинится. Правоохранители задержали насильника спустя сутки, своей жертве мужчина решил оставить номер мобильного. Как оказалось, на свободу преступник вышел в феврале, отбывал срок за аналогичное преступление, а до надругательства над школьницей изнасиловал 30-летнюю женщину в Киевском районе Харькова. Как сообщили "Вестям" в пресс-службе прокуратуры области, по делу осталось допросить еще одного свидетеля, далее последует изучение материалов следствием. Насильнику грозит до 12 лет тюрьмы.

Настораживающая ситуация и в других областях. По данным министра МВД Арсена Авакова, от дальнейшего отбывания наказания в Украине освобождены 8,2 тыс. осужденных, из них уже 785 человек уличены в совершении новых преступлений (в том числе 22 — за умышленное убийство, 10 — за изнасилования).

О том, что закон требует серьезной доработки, говорят чуть ли не с момента его принятия. Но до реальных действий так и не дошло. Правозащитники ожидали, что закон подстегнет государство к качественным изменениям: улучшениям условий в СИЗО, а также более расторопному расследованию преступлений, чтобы подозреваемые не сидели годами в изоляторах. Глава Чугуевской правозащитной группы Роман Лихачев уверен, что сейчас общество пожинает последствия вовсе не "Закона Савченко", а отсутствия реформ в органах досудебного следствия и судебной системе.

Нардеп заявил о давлении на депутатов во время принятия "закона Савченко"

"Не рассматриваются уголовные производства в законные сроки. Масса судей уходит, новых не назначают, а люди продолжают сидеть в СИЗО. Сейчас, к примеру, Апелляционный суд парализован, - говорит Лихачев. – Надо провести конкурсы, укомплектовать суды. Также наказывать прокуроров, которые идут на заседание, не зная ничего по делу, дескать, раньше коллега вел, и потому просят перенести заседание. Не "Закон Савченко" плохой, реформ нет".

В том, что на свободу вышли осужденные по тяжким статьям, правозащитник также винит судей и прокуроров, которые допускали ошибки и не соблюдали сроков.

"Единственный минус закона, проявившийся сейчас, - то, что некоторые люди, которые сидят в изоляторе, начинают тянуть время. Изначально соглашались с обвинениями, а теперь пишут апелляции, чисто технически затягивают свое дело", отмечает Роман Лихачев.

Отменять Закон, по его мнению, не будут, а вот вносить правки парламентарии в нашей стране могут столько угодно, так что закон может измениться до неузнаваемости.